Вознаграждение за банковскую гарантию при усн

При подготовке ответа использовалась программа «АТП КонсультантПлюс.

О принятии к расходам вознаграждения за предоставление банковской гарантии для предприятия на УСН (доходы минус расходы)

Можно ли принять вознаграждение за предоставление банковской гарантии в качестве расхода?

Как его можно списать как расходы, в зависимости от срока действия банковской гарантии или разового платежа?

Перечень расходов, включаемых в налогооблагаемую базу по «упрощенке», установлен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Стоимость банковских услуг указана в пп. 9 указанного пункта — представляются в виде процентов, уплаченных за займы и кредиты, либо комиссионных за услуги кредитных организаций.

Перечень таких услуг расшифровывается в положениях ст. 5 Закона № 395-1. Признание расходов по операциям (и сделкам), включенным в данный перечень, в качестве расхода при упрощенном налоговом режиме не влечет за собой налоговых рисков. Данные затраты признаются расходами в момент фактической оплаты на основании подтверждающих первичных документов. По прочим расходам могут быть расхождения с налоговыми органами.

Статья: Учет банковских комиссий по УСНО (Тарасова Е. А.) («УСН: учет и налогообложение», 2019, № 10)

9) проценты, уплачиваемые за предоставление денежных средств (кредитов, займов) в их пользование, а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с реализацией иностранной валюты при взыскании налогов, пошлин, санкций и штрафы в счет средств плательщика налога на недвижимость в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса;

Изобразительное искусство. 346.16, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изменениями от 27.12.2019, изменениями от 28.01.2020)

Изобразительное искусство. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (в редакции от 06 июня 2019 г.) «О банках и банковской деятельности»

Настоящий пункт утрачивает силу с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 249-ФЗ;

Из вышеизложенного мы понимаем, что принимать банковскую гарантию при упрощенном налоговом режиме рискованно, поскольку «банковская гарантия» как банковская услуга, именуемая в ст.

Разъяснение дано в рамках услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ бухгалтером-консультантом ООО «НТВП Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в феврале 2020 года.

При подготовке ответа использовалась программа «АТП КонсультантПлюс.

Данное разъяснение носит неофициальный характер и не влечет юридических последствий, всегда в соответствии с Регламентом СПРАВОЧНОЙ ЛИНИИ (www. ntvpkedr. ru).

Рецензент: Чувыгин Александр Павлович, кандидат экономических наук, директор ООО «Эксперт-Центр».

Можно ли сделать все сразу или нужно разбить на время?

Как при УСН «доходы» правильно учесть расходы на госконтракт?

Привет! Подскажите, пожалуйста, как правильно учесть расходы по госконтракту, который мы выиграли: вознаграждение за предоставление банковской гарантии, обеспечение договора для клиента, вознаграждение оператору электронной площадки, при упрощенном налогообложении?

Можно ли сделать все сразу или нужно разбить на время?

Добрый вечер,
Если организация, применяющая УСН 6% (доход), выиграла на электронном аукционе по государственному контракту, то в зависимости от условий проведения аукциона перечисление обеспечительного платежа оператору электронной площадки отражается с следующим образом:
P55K51 или P76K51
Кроме того, гарантийный депозит учитывается на забалансовом счете 009 «Величины по обязательствам и платежам выданным»:
Д 009 — отражается сумма залога

За участие в аукционе электронная площадка удерживает свою комиссию (вознаграждение оператора электронной площадки). Эта сумма отражается в составе прочих расходов:
Д 91.2 К 55 (76) — вознаграждение оператора электронной площадки включено в состав прочих расходов
В этом случае сумма обеспечительного платежа списывается с забалансового счета:
К 009 — сумма залога аннулирована

Расходы по оплате банковской гарантии также признаются прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99). В бухгалтерском учете расходы на выплату вознаграждения банку за получение банковской гарантии отражаются на счете 76 «Договоры с различными дебиторами и кредиторами»:
Д 76 К 51 — вознаграждение, уплаченное банку за предоставление банковской гарантии
Д 91.2 К 76 — вознаграждение банка включено в состав прочих расходов

В налоговом учете при УСН не учитываются расходы, связанные с участием в электронной коммерции, в частности, расходы на изготовление электронных ключей, расходы на оплату труда оператора электронной площадки.
Письма Министерства финансов Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 03-11-06/2/85, от 2 июля 2007 г. N 03-11-04/2/173

Казалось бы, такая формулировка налогового правила позволяет «упрощенцам» учитывать любую сумму, уплаченную банку в виде налогов. Не совсем. Хотя упомянутый стандарт не содержит четкого перечня банковских услуг, плата за которые может быть признана расходом при УСН, «упрощенки» могут признавать только расходы, связанные с оплатой банковских услуг, которые перечислены в ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1. На этот важный нюанс в признании расходов банка чиновники Минфина указали в Официальном письме № 03-11-06/2/18229 от 21.04.2014.

Учет банковских расходов при УСНО

Деятельность любого хозяйствующего субъекта в настоящее время не обходится без взаимодействия с кредитными организациями. Кроме того, спектр бизнес-банковских услуг не ограничивается обслуживанием расчетного счета (кредиты, депозиты, гарантии – все эти услуги также предоставляет банк). Но это взаимодействие влечет за собой дополнительные расходы, так как банки берут определенную комиссию (фиксированную или процентную) за свои операции и услуги. Большинство этих платежей могут быть легко включены в налоговую базу налогоплательщиками, исчисляющими «упрощенный» налог на разницу между доходами и расходами. Но есть и такие, которые опасно включать в налоговую базу.

Буква закона

На основании пп. 9 ч.1 ст. 346.16 НК РФ, в целях применения УСН допускается учитывать проценты, уплаченные за предоставление денежных средств (кредитов, займов) в пользование, а также расходы, связанные с уплатой Услуги, оказываемые кредитными организациями, в том числе связанные с реализацией иностранной валюты при взыскании налогов, взыскании пеней и штрафов, зачисляются на имущество налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса.

Казалось бы, такая формулировка налогового правила позволяет «упрощенцам» учитывать любую сумму, уплаченную банку в виде налогов. Не совсем. Хотя упомянутый стандарт не содержит четкого перечня банковских услуг, плата за которые может быть признана расходом при УСН, «упрощенки» могут признавать только расходы, связанные с оплатой банковских услуг, которые перечислены в ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1. На этот важный нюанс в признании расходов банка чиновники Минфина указали в Официальном письме № 03-11-06/2/18229 от 21.04.2014.

Виды разрешенных банковских расходов

Перечень услуг, оказываемых кредитной организацией конкретным организациям или индивидуальным предпринимателям, определяется соответствующим договором. Определяет стоимость банковских услуг (в том числе процентные ставки по кредитам и депозитам), сроки их исполнения, ответственность сторон за нарушение обязательств, а также порядок расторжения и иные существенные условия договора, предусмотренные гражданским законодательством закона (статья 30 Закона № 395-1).

По общему правилу каждая кредитная организация (банк) устанавливает свои тарифы на каждую операцию. Иногда стоимость банковских услуг предлагается в определенном пакете согласно выбранному клиентом тарифному плану. В некоторых случаях с клиентов может взиматься единовременная фиксированная плата, например плата за открытие расчетного счета. Затем им придется ежемесячно платить за обслуживание (чаще всего фиксированную сумму, реже расчетную сумму, размер которой зависит от оборота средств на счете). За возможность работы с банковским счетом через программу «Клиент-Банк» банки также взимают плату с организаций и индивидуальных предпринимателей. И, наконец, перечисление средств подрядчикам или работникам (например.

К расходам банка, допускаемым для целей упрощенного налогового режима, в основном относятся расходы, связанные с осуществлением банковских операций, указанных в ст. 5 Закона № 395-1 (см схему). Примечание: предыдущая статья содержит закрытый список банковских операций. В то же время есть искусство. 29 Закона № 395-1, которая позволяет кредитным организациям взимать комиссию за отдельные операции по согласованию с клиентами.

* С 1 октября 2019 года операции по выдаче банковских гарантий будут считаться операциями. Данная корректировка внесена Федеральным законом от 26.07.2019 № 249-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Помимо перечисленных основных операций, банки также вправе осуществлять операции, за совершение которых может взиматься комиссия (ст. 5 Закона № 395-1) (см схему). Эти платежи «упрощены» по пунктам. 9 ч.1 ст. 346.16 НК РФ также могут быть включены в налоговую базу при УСН. Подчеркнем: перечень банковских операций является открытым, поскольку в ст. 5 Закона № 395-1 содержит фразу о праве кредитных организаций на совершение иных сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание: в соответствии с пунктом 3 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О регулировании и контроле за иностранной валютой», агентами валютного контроля, в частности, являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России. При этом уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам (п. 3 Информационного письма Банка России). России от 31 марта 2005 г. № 31). Поэтому вознаграждение лицензированному банку за выполнение функций агента валютного контроля может быть включено в состав расходов при исчислении налоговой базы по «упрощенке» на основании пп. 9 ч.1 ст. 346.16 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 21.04.2014 № 03-11-06/2/18229).

Подытожим сказанное. Для целей применения упрощенного режима налогообложения могут учитываться расходы, понесенные при оплате всех предшествующих операций и сделок. Все иные расходы, возникающие при взаимодействии с банками, не указанные в ст. 5 Закона № 395-1, включать в налоговую базу по УСН рискованно. Подробнее об этих расходах мы поговорим чуть позже. Сначала рассмотрим порядок признания банковских комиссий в налоговом учете.

Правила признания банковских расходов в налоговой базе

Любые расходы, признанные в соответствии с STS, должны быть экономически обоснованы. То есть они должны быть понесены для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Например, при отсутствии доказательств использования кредитных средств, полученных в хозяйственных целях, стоимость банковских комиссий по таким кредитам, скорее всего, будет исключена из налогообложения (см. Определение Арбитражного суда УО от 07.08.2016). № Ф09-7085/16 в деле № А76-16749/2015).

Еще одним общим требованием для признания расходов является их документальное подтверждение. Кредитные организации, в большинстве своем, не выдают отдельных документов об оказываемых ими услугах. Взаимодействие с банками обычно осуществляется дистанционно, поэтому все возможные документы (платежные поручения, гарантии или требования) владелец счета может распечатать из «личного кабинета». Наряду с указанными документами указанные расходы могут быть подтверждены и самим договором об обслуживании банковского счета, в котором, как правило, указывается утвержденная банком плата за обслуживание.

Обратите внимание: при изменении объекта налогообложения «доходы» на «доходы минус расходы» «упростители» не могут учитывать расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов. Это установлено в п. 4 ст. 346.17 НК РФ.

При этом проценты по банковскому кредиту, переданные после перехода на объект налогообложения «доходы минус расходы», могут быть включены в налоговую базу, если кредит был взят на цели, связанные с предпринимательской деятельностью (см. Письмо Минфина России от 29 января 2019 г. № 03-11-11/4867).

По общему правилу «упростители» признают расходы в виде комиссионных за банковские услуги в полном объеме в момент возврата обязательства по их уплате (п. 9 п. 1 ст. 346.16, п. 1, п. 2, п ст. 346.17 НК РФ), то есть на дату фактического списания определенных сумм с расчетного счета организации или индивидуального предпринимателя.

Пример.

ООО применяет УСНО («доходы минус расходы»). В августе 2019 года ООО открыло дополнительный расчетный счет в банке. В соответствии с условиями и комиссиями, предусмотренными договором, банк взимает единовременную комиссию в размере 2 000 рублей за открытие счета. Его представили 5 августа. Кроме того, договором предусмотрена ежемесячная плата за ведение банковского счета в размере 700 рублей.

Обе выплаты фиксированные. Первое ООО отражено в КУДиР от 05.08.2019. Второй ежемесячно будет отражаться в КУДиР последнего числа месяца.

Компания сделает следующие записи в КУДиР.

Дата и номер документа

Содержание операции

Доход, включенный в налоговую базу, руб.

Расходы, включенные в налоговую базу, руб.

154

05.08.2019, г,
ПП № 178 от 05.08.2019

В расходы включена комиссия за открытие расчетного счета

2000 г

181

31.08.2019, г,
ПП № 248 от 31.08.2019

Комиссия банка отражена в расходах за август

700

Иначе обстоит дело с процентами, уплачиваемыми за предоставление средств (кредитов, займов) в их пользование. Дело в том, что такие интересы при применении упрощенного режима налогообложения признаются в порядке, установленном для плательщиков налога на прибыль, то есть с учетом правил ст. 269 ​​​Налогового кодекса Российской Федерации (абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В общем случае проценты, начисленные исходя из фактической ставки, установленной договором (п. 1 ст. 269 НК РФ), признаются расходом для целей налогообложения. Проценты по долговым обязательствам, возникающим по сделкам, признанным контролируемыми (в соответствии со статьей 105.14 НК РФ.

Неочевидные для целей налогообложения банковские расходы

Как указывалось выше, при признании для целей упрощенного режима налогообложения отдельных расходов на оплату банковских услуг «упрощенцами» необходимо руководствоваться перечнями операций и сделок, названных в ст. 5 Закона № 395-1.

Между тем жизнь на рынке банковских услуг не останавливается. Правда, никаких существенных изменений в эти списки для их пополнения не вносилось. Поэтому построение, описанное выше из норм пп. 9 ч.1 ст. 346.16 НК РФ и ст. 5 Закона № 395-1, на первый взгляд, не позволяет «упростителям» признать расходами расходы, связанные с оплатой услуг, не включенных в обозначенные перечни.

Но есть еще одна не менее важная конструкция, которую иногда упускают из виду. Речь идет о п. 2 ст. 346.16 НК РФ, которой предусмотрено, что расходы, указанные в том числе в пп. 9 ч.1 ст. 346.16 НК РФ принимаются к бухгалтерскому учету в порядке, установленном ст. 264, 265 и 269 НК РФ.

В свою очередь, в ст. 264 НК РФ (п. 25 п. 1) и ст. 265 НК РФ (ст. 15 п. 1) также упоминаются расходы на оплату услуг банка. Кроме того, последний из этих подпунктов прямо называет расходы, связанные с установкой и эксплуатацией систем электронного документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент-банк». Очевидно, что такое построение налоговых правил позволяет «упрощенцам» без негативных последствий учитывать в составе своих расходов расходы, связанные с платежными системами, аналогичными системе «Клиент-Банк».

Однако есть и другие примеры операций, которые осуществляют практически все банки, но по ст. 5 Закона № 395-1 не имеют прямого отношения к банковским операциям и сделкам. Признание расходом при упрощенном налоговом режиме таких расходов влечет за собой налоговые риски. Приведем примеры.

Расходы, связанные с выплатой зарплаты на карты сотрудникам

Все расходы, связанные с выплатой заработной платы на карты сотрудников, можно разделить на три вида:

Плата за ведение счетов заработной платы сотрудников;

Комиссия за перевод денежных средств со счета работодателя на карты сотрудников.

Эти сборы экономически оправданы и, как представляется, полностью связаны с банковскими сборами. Но все не так просто.

Больше всего сложностей возникает со стоимостью изготовления самих карт и оплаты их обслуживания. Во-первых, сама услуга по ее изготовлению в ст. 5 Закона № 395-1. Во-вторых, эти расходы являются расходами в пользу работников, которые в силу п. 29 ст. 270 НК РФ не учитываются при налогообложении (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Это следует из письма Минфина России от 10.11.2014 № 03-03-06/1/56590.

Правда, сегодня таких трат вообще можно избежать «упростителями», благодаря отмене «зарплатного рабства» (ст. 136 ТК РФ) — теперь работники имеют право самостоятельно открывать расчетный счет для перечисления заработной платы в любом банке, предоставив работодателю только данные счета. При этом держателем карты (как реальной, так и номинальной) будет сам работник, соответственно и расходы, связанные с изготовлением карты и ее обслуживанием, будут нести именно он.

Единственный вид расходов банка на оплату труда, который контролеры не возражают учитывать при УСН, — это комиссия за перевод денежных средств со счета работодателя на карты сотрудников (см. Письмо Минфина России № 03-03-06 /1/56590).

В любом случае при перечислении заработной платы на карточки работника работодатель обязательно должен детально прописать во внутренних локальных документах порядок выплаты заработной платы работникам в неденежной форме.

Комиссия за досрочное погашение кредита

Оформление кредита, как правило, не обходится без затрат на оплату дополнительных банковских услуг: открытие ссудного счета, изменение условий кредита, досрочное погашение долга и т. д.

Например, в недавнем Официальном письме № 03-11-11/59072 от 06.08.2019 чиновники Минфина запретили «упростителям» признавать расходами расходы на комиссию банка (в фиксированном размере) взимается за авансовый платеж по кредиту.

Помните, что кредитная организация вправе устанавливать комиссию за определенные операции по предварительному согласованию с клиентом. Это право банка предусмотрено ст. 29 Закона № 395-1. То есть банк имеет право на получение комиссии вместе с процентами за пользование кредитом, если указанная комиссия установлена ​​за оказание самостоятельной услуги клиенту (см п. 4 Информационного письма Президиума Верховного Суда решения Арбитражного суда Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. № 147). Иными словами, действующее законодательство не запрещает взыскание кредитором компенсации за досрочное погашение кредита. Однако его размер и порядок оплаты должны быть согласованы сторонами в момент заключения договора.

Финансисты очень просто обосновывали свой запрет признания назначенной комиссии по расходам по УСНО. Перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения «упрощенкой», установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Этот список закрыт. Расходы в виде комиссии банку за досрочное погашение кредита, уплаченного налогоплательщиком в фиксированной сумме, указанным перечнем не предусмотрены.

Так, авторы вышеуказанного письма уточнили, что комиссия банка за досрочное погашение кредита не является услугой в понимании Закона № 395-1. Хотя спорность такой позиции очевидна. В правоприменительной практике имеется немало судебных актов, в которых такие комиссии признаются арбитрами самостоятельными службами банка (см., например, решения АС СЗО от 02.08.2019 № Ф07-7348/2019 по делу № Ф07- 4450/2019 по делу № А05-5276/2018, Арбитражный суд № Ф09-3876/19 от 25.07.2019 по делу № А47-10646/2018, Арбитражный суд № Ф01-2245/2018 от 14 июня, 2018 г в деле № А39-3592/2017). Это означает, что расходы в виде такой комиссии могут быть учтены при расчете «упрощенки» на основании пп. 9 ч.1 ст. 346.16 НК РФ. Кроме того, в этом подпункте нет прямой ссылки на ст. 5 Закона № 395-1.

Подведем итоги. Перечень расходов, включаемых в налогооблагаемую базу по «упрощенке», установлен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Стоимость банковских услуг указана в пп. 9 предыдущего пункта — представляются в виде процентов, уплаченных за пользование ссудами и кредитами, либо комиссионных за услуги кредитных организаций.

Перечень таких услуг расшифровывается в положениях ст. 5 Закона № 395-1. Признание расходов по операциям (и сделкам), включенным в данный перечень, в качестве расхода при упрощенном налоговом режиме не влечет за собой налоговых рисков. Данные затраты признаются расходами в момент фактической оплаты на основании подтверждающих первичных документов. По прочим расходам могут быть расхождения с налоговыми органами. Но не забывайте об искусстве. 29 Закона № 395-1 — где говорится об «отдельных операциях», причем без уточнения, что это за операции.

Единственный вид расходов банка на оплату труда, который контролеры не возражают учитывать при УСН, — это комиссия за перевод денежных средств со счета работодателя на карты сотрудников (см. Письмо Минфина России № 03-03-06 /1/56590). Debtmoney. ru Напоминаем, что кредитная организация вправе устанавливать комиссию по отдельным операциям по согласованию с клиентом. Это право банка предусмотрено ст. 29 Закона № 395-1. А именно, банк вправе получить комиссию вместе с процентами за пользование кредитом, если такая комиссия установлена ​​за оказание самостоятельной услуги клиенту (см п. 4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. № 147). Иными словами, действующее законодательство не запрещает взыскание кредитором компенсации за досрочное погашение кредита..

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Пролистать наверх